От ручного станка к печатной машинке. Зарождение мировой печати и прессы Италии

Вы же не будете спорить, что журналистика – это пятая власть? Этому существует миллионы примеров. Средства массовой информации, которые создавались для того, чтобы доносить информацию от одного источника к другому, уже давно стали чем-то большим. Все мы в той или иной степени являемся продуктом пропаганды, которая ежедневно вливается в наши головы и формирует в зависимости от уровня нашего интеллекта и уровня развития мнение и мировоззрение. Наша же цель рассказать о том, как и где появились первые книгопечатные станки, какие технологии использовались до того, как появился принтер и интернет. А также на примере итальянских газет понять, как мы дошли до современности, где нужно делать один лишь клик, чтобы узнать что-то новое или важное.

Зарождение

Говорим «зарождение книгопечатания», в голове мелькает Иоганн Гутенберг. Те, кто считает его родоначальником книгопечатания в принципе правы, но не совсем. За четыре века до того, как немец появился на свет, китайский кузнец Пи Шен создал своеобразный наборный процесс. На брусках глины он вырезал литеры, затем клал их в печь, где они обжигались. Получался своего рода кирпич с выгравированной буквой. Затем на металлической пластине выкладывался с помощью кирпичиков текст, который фиксировался к ней смолой. Естественно, что техника была далека от совершенства и глина быстро крошилась, при этом сам отпечаток был не совсем четким. Способ не пользовался популярностью. Китайский алфавит, состоящий из множества иероглифов, попросту не был пригоден для глиняного метода, который использовал Пи Шен.

Более современный способ был предложен корейцами в 1392 году. Вместо глины они использовали медь. Император Тай Тзунг спустя одиннадцать лет после изобретения этого способа приказал печатать корейские книги медью для улучшения образования среди местного населения.

К XV веку в Европе возникла и стала популярна ксилография. Ксилография – это гравирование рисунка или текста на дереве, а также непосредственно сама гравюра на дереве. Первые книги были достаточно примитивны: рисунок с небольшим текстовым пояснением для малограмотной целевой аудитории. Ксилографические книги были достаточно популярны, но к книгопечатанию имели лишь косвенное отношение, так как большой тираж обеспечить было невозможно, да и дерево само по себе недолговечно: рисунки и тексты быстро изнашивались до состояния, когда решительно невозможно было понять, что же нам хотел сказать автор. Забавно, что ксилография достаточно долгое время оставалась популярной. Даже в 1530 году, когда уже были намного более современные станки, появлялись и деревянные изделия.

Вот мы и плавно подошли к Иоганну Гутенбергу, который упоминался в самом начале. Он, пожалуй, самый известный из всех тех, кто был причастен к зарождению книгопечатания. Настоящая фамилия немецкого книгопечатника из Майнца – Генсфляйш, но, как вы сами можете заметить, она мало того, что труднопроизносимая, но и малозапоминаема, потому был сделан выбор в пользу маминой – Гутенберг. Большую часть жизни Иоганн провёл в Страсбурге, где занимался огранкой полудрагоценных камней и различных зеркал. Ученые предполагают, что именно в этом городе он и разработал первую версию своей машины.

Отливать литерный набор и конструировать набор Гутенберг начал в Майнце, причем делал это за деньги, которые взял в долг. Первым изданием стали небольшие листовки и учебники, чуть позже при доработанной модели стали печататься книги. Исследователями были найдены первые книги, напечатанные на станке Гутенберга. На них видно, что качество печати было далеко от идеала, буквы еле просматривались. Автор явно находился в творческом поиске и искал идеальную модель и силу нажима. Чуть позже Гутенберг попал в неприятную ситуацию.

Естественно, что любой технологический переворот стоит денег, а уж в те нелегкие для Европы времена и подавно. В 1450 году Иоганн Гутенберг обратился к тёзке Фусту для того, чтобы тот профинансировал выпуск 42-строчной Библии, которая позже стала подлинным шедевром книгопечатания. Тот, учуяв успех, согласился. Изготовление станка и отливка печатей потребовала чуть больше времени и чуть больше вложений. Гутенберг вновь обратился к Фусту, сделав его своим компаньоном.

В 1456 году Библия была завершена. Однако её выпуск был омрачен судебной тяжбой, которую затеял компаньон Фуст. Он вдруг затребовал весь долг назад. На сторону истца встал ученик Гутенберга и переписчик изданных им книг Петер Шеффер. Суд был проигран Гутенбергом. Он потерял типографию, свой станок, но не потерял веру в то, что его изделие перевернет мир. Иоганн покинул Майнц, но не оставил мечту.

В 1462 году Майнц был разрушен, а его жители выдворены из города. Ученики Гутенберга, коих осталось немало в городе, разбрелись кто куда, основывая в других городах типографии по образу и подобию той, которую создал их учитель. Это дало толчок развитию книгопечатания в других странах.

Ciao, Italia!

Первый печатный станок силами немецких печатников Конрада Свейнгейма и Арнольда Паннарца оказался в Италии в 1465 году. Его установили в бенедектинском монастыре св. Схоластики в Субиако, предместье Рима. Они же изобрели антикву (класс типографских наборных шрифтов с засечками – прим. Rytai), которая стала основой для всех итальянских шрифтов. Свейнгейм и Паннарц не был богатыми людьми, но все же смогли издать 36 книг. Позже книгопечатание дошло до Рима, затем в Венеции, Милане, Неаполе и Флоренции.

С течением времени благодаря эволюции в общественной и политической жизни людей появилась необходимость в получении свежей и оперативной информации о происходящем. В крупных торговых и политических центрах в конце XVI века начали появляться информационные листки, в которых сообщалось о проведении ярмарок, о поступлении каких-либо товаров в порт, об изменении цен и просто подающих какую-то интересную информацию.

Во второй половине XVI века в Венеции, которая считалась крупнейший финансовым и экономическим центром Европы, появились рукописные газеты, которые считаются предшественниками первых настоящих печатных изданий. Слово «газета», которое плотно вошло в обиход по всему миру для обозначения  печатного источника информации, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую платили читатели за венецианский информационный листок.

Веницианская газета выглядела, как большой листок, сложенный вдвое и вручную заполненный с четырех сорон. Информация подавалась о событиях, которые происходили по всей Италии за исключением самой Венеции. Краткие новостные блоки (в основном военные и политически) разделялись абзацами, а в качестве заголовка использовалось название города. Такие газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение или извещение – прим. Rytai). Периодичность была еженедельной. До наших дней дошли сведения , что существовали специальные люди, которые тогда назывались не журналисты, а avvisatori (итал. – «вестник, приносящий новости» – прим. Rytai). Правда, стоит сказать, что профессия была малооплачиваемой и далеко не престижной.

Можно сказать, что именно аввизи дали толчок развитию газетного ремесла в других европейских городах. Итальянский опыт был применен в Германии аугсбургским банкирским домом Фуггеров. Этот дом являлся одним из главных спонсоров большинства тогдашних европейских монархов. Фуггеры имели огромную сеть финансовых агентов по всей Европе, которые являлись по совместительству и местными корреспондентами. Сообщения, которые поступали в главный «офис», компоновались определенным образом и на выходе получалась газета «Фуггерцайтунген». Правда, эту газету нельзя назвать одной из родоначальниц, так как распространялась она среди членов семьи Фуггеров и их клиентами, тогда как настоящей газетой можно назвать лишь тот источник, к которому имеется свободный доступ у всех слоев населения.

Прогресс и развитие итальянской прессы

Интересен тот факт, что толчок развитию, да и в принципе появлению, настоящих газет, какими мы привыкли их видеть сегодня, дала сложная политическая ситуация в стране. В XIX веке, когда Италия еще не была единой, инакомыслие пресекалось полицейскими, всякий идейный обмен политическими или общественными интересами был запрещен. Большая часть населения находилась за чертой бедности, что препятствовало развитию журналистики. Не помогала и тотальная безграмотность населения. Представьте, что к началу XX века в Италии около 50% итальянцев были безграмотны, а веком раньше эта цифра была еще более ужасающей.

После того, как успешно завершилось Рисорджименто (выступления итальянцев против иностранного господства за объединение Италии в единое государство – прим. Rytai), итальянская пресса смогла вздохнуть полной грудью. Правда, это самое развитие не было столь стремительным, как хотелось бы, так как простой итальянец предпочитал воспользоваться услугами camminatori (итал. разносчик – прим. Rytai), чем оформлять подписку на то или иное издание, что лишало газету постоянного источника дохода. Плюс ко всему издатели были лишены дохода от рекламных объявлений и недополучали прибыли от публикаций, так как еще не был устоявшимся обычай публиковаться в газетах. В большинстве случаев издателями приходилось идти на всякого рода завлекательные методы: лица, подписавшиеся на целый год, получают в виде премии «изящный будильник», подписавшиеся на полгода – гравюру, на четверть – книгу или географическую карту. Правда, и такой метод не мог обеспечить нужное количество дохода.

Итальянская пресса слишком зависела от политических течений, которые происходили в стране. Любую лишнюю копейку человек, который являлся членом той или иной партии, естественно тратил её на покупку периодического издания своего «ведомства». Незначительные изменения в правительстве рождали новые и убивали старые издания. Газеты могли диаметрально менять свое мнение на ту или иную ситуацию лишь потому, что у неё вдруг поменялся покровитель или добрый дядюшка Сэм, который отстегнул больше, чем предыдущий.

В объединенном королевстве Италии при развитой политической жизни и почти неограниченной свободе прессы, с которой в марте 1906 г., при министерстве Соннино, пали последние оковы, быстро возникла ежедневная печать, в особенности в Риме, сделавшемся снова умственным центром Италии. До занятия Рима 20 сентября 1870 г. там издавался лишь один листок, орган Ватикана – «Osservatore Romano», основанный в 1861 г. Только из него римляне могли узнавать о том, что происходит на белом свете. Выписка иностранных газет была строго воспрещена. Но уже 21 сентября в издании братьев Паллота появился летучий листок «II Trionfo. Balletino del Mattino №1» («Триумф. Утренний бюллетень»), за которым 22 сентября последовал второй номер, а вечером того же дня в той же типографии Паллота был отпечатан первый номер газеты «U Tribuno» под редакцией Джиованни де Джиорджи. За день перед тем, 21 сентября, в другой типографии была отпечатана газета «II Miglioramento» («Обновление») под редакцией Томаза Нанни, но по техническим условиям первый выпуск вышел в незаконченном виде вследствие того, что, как отмечает редакционная заметка, «при радостном возбуждении, царящем в столице, первый номер не мог быть отпечатан в полном объеме».

В следующие дни типографии в перегонку стали основывать газеты. Появились «La Capitale, Gazetta di Roma», «La Gazetta del Popolo», «La Nuova Roma», затем «Popolo Romano» и новый официоз Ватикана – «Voce della Verita». Но он не оправдывал своего названия; поэтому, по предписанию папской канцелярии, издание его в конце августа 1904 г. было прекращено. Заместитель его появился лишь осенью 1906 г. в лице «Corriere d’Italia».

Газеты либерального лагеря предавались безудержному ликованию и самым радужным надеждам. Ни одна из них и не подозревала о многих разочарованиях, которые судьба готовила стране. «Trionfo» восклицал: «Герои древнего Рима, дайте нам крупицу ваших доблестей, чтобы национальное единство Италии сохранилось навеки. Здесь, на этой священной земле, умудренный событиями итальянский народ сумеет преодолеть посредством здравого законодательства те препятствия, которые предстанут на его пути после укрепления свободы и независимости нации». О нападках на папский престол или авторитет церковных властей в ту пору в газетах не могло быть и речи. «Мы уважаем священников, – заявляет «Tribuno», – и мы преклоняемся перед ними, поскольку они являются верными последователями божественного учения Христа… Глава католического духовенства, папа, имеет полное право на наше перед ним благоговение, когда он ограничивается исполнением своих пастырских обязанностей».

Первые десятилетия после объявления вечного города столицей объединенной Италии главную роль играли здесь не крупные политические газеты, обращавшиеся к обществу высокопарным слогом, а многочисленные мелкие листки, отличавшиеся совершенно особенным характером. На первом плане ставилось у них не богатство содержания, не быстрее доставление известий, а остроумные, юмористические, образцовые в стилистическом отношении статьи, обсуждавшие события и вопросы дня. Наибольшими симпатиями пользовались: «Capitan Francassa», «Don Chisciotte» и «Fanfulla». Но все эти листки скоро сошли со сцены. «Capitan Francassa» прекратился в 1891 г., «Don Chisciotte» – в 1892 г. и «Fanfulla» – в 1902 г.

Из провинциальной прессы пользовались влиянием лишь миланские газеты – газеты «духовной столицы». Две из них «Corriere delia Sera» (основанная в 1875 г.) и «Perseveranza» (основанная в 1860 г.) представляют воззрения ломбардских консерваторов, симпатизирующих Тройственному союзу; весьма распространенный «Secolo» Сонцоньоса (основанный в 1866 г.), напротив, ратует за республиканскую Францию и с нескрываемой злобой преследует Германию и Австрию. Кроме того, в Милане выходит влиятельнейшая торгово-промышленная газета Италии, основанная в 1864 г., «Sole». В Турине издаются либеральные «Gazetta del Popolo», «Gazetta Piemontes» и «Stampa», в Генуе – консервативный «Caffaro» и либеральный «Secolo», во Флоренции – консервативная «Nazione» и либеральный «Fieramosca», в Неаполе – прислуживающий крупным земельным собственникам «Mattino» и прогрессивный «Corrieri di Napoli». Но все эти листки не имеют большого значения. Газеты северной окраины – «Adriatico» в Венеции, «Ordine» в Анконе, «Corriera délia Puglie» в Бари – занимали враждебную Австрии и Германии позицию.

Центральным телеграфным осведомительным органом для итальянской прессы являлся «Agenzia Stefani», основанный в 1854 г. Вильгельмом Стефани в Турине, но затем переведенный во Флоренцию, а оттуда в 1870 г. в Рим.

Быстрое развитие газет в Италии прекрасно иллюстрируется статистическими данными. В 1856 г. общее количество газет и журналов в Италии равнялось 298, в 1873 г. уже – 1127, а в начале 1905 г. – 2067, из которых 19 издаются на французском языке. Число политических газет равнялось 609. На 1995 год в Италии издавалось 975 журналов, к 2004 году их количество уменьшилось до 782-х.

Современное состояние итальянской прессы

Итальянская система средства массовой информации вступила в новый век с продолжающейся монополией со стороны традиционной печатной прессы и с бурным переходом к новым способам доставки таким, как получение нужных данных онлайн или с помощью цифрового телевидения. Несмотря от увеличения зависимости от цифровых технологий в Италии все еще существует зависимость от ежедневной прессы, правда, она стремительно убывает. Ежедневные газеты имеют несколько отличительных черт, которые выделяют их от других западноевропейских изданий: исторически низкий уровень читателей, преобладание региональной прессы над национальной, заметное отсутствие независимой прессы, развитие локальных изданий с определенной тематикой (спорт, политика, религия).

Стоит остановиться на самых популярных газетах Италии подробнее.

  • Corriere della Sera (ежедневная миланская газета, одна из самых популярных в Италии)

Одна из самых старейших газет Италии. В 2005 году имела самый большой раскупаемый тираж – 626 тысяч копий. Однако в 2013 году общий тираж упал до всего 358 тысяч копий. Веб-сайт «Вечернего курьера» насчитывает около 1,6 млн посетителей в день, что делает её самой посещаемой среди всех пишущих на итальянском языке газет. Онлайн-версия занимает 13-ое месо среди всех итальянских сайтов. Входит в холдинг RCS MEDIAGROUP.

  • La Repubblica (левоцентристская римская газета, входит в группу самых читаемых)

Первоначально была создана, как радикально-социалистической, но позже стала левоцентристской после смены владельца. Общий тираж чуть более 300 тысяч изданий. Начинала газета, как таблоид. La Repubblica часто критикует католическую церковь за вмешательство в этические вопросы, но никогда не поддаются критике на страницах газеты политики и партии тех же взглядов, которые поддерживаются управляющими издания.

  • Il Sole 24 Ore (главное ежедневное издание, публикующее материалы по финансам и экономике)

Либеральное издание Il Sole 24 Ore имеет тираж в 300 тысяч копий. Это широкоформатное издание о бизнесе, политике, изменениях в коммерческом и трудовом праве, корпоративных новостях. Большая часть финансовых продуктов публикуется в ежедневном дополнении Finanza e Mercati. Кроме того по четвергам (Nova 24), субботам (Plus) и воскресеньям (Domenica) есть вкладыши про науку и технологии (четверг), семейные сбережения и анализ рынка (суббота), а также литературу, искусство, философию, театр и кино (воскресенье).

  • Il Messaggero (самая популярная римская газета)

Газета базируется в Риме, имеет 200-тысячный тираж и локальные представительства в двенадцати регионах страны. Ставит перед собой задачу широко охватывать все основные события и предоставлять различные точки зрения. Входит в один холдинг с популярной неапольской газетой Il Mattino.

  • La Stampa (ежедневная газета группы Fiat, Турин)

La Stampa является одной из самых читаемых ежедневных газет в Италии. Вкупе с обществом по набору реклам Publikompass издательский дом входит в пятерку лучших в Италии.

  • Il Gazzettino (газета Венеции)

Одна из старейших газет Италии, основанная в 1887 году. В 1997 году имела тираж в 136 тысяч копий, однако сейчас он упал до менее 80 тысяч экземпляров. Вместе со всеми своими местными изданиями выпускается на 200 страницах.

  • Il Giornale (консервативная миланская газета)

Долго издавалась в широкоформатном виде, но позже перешла на таблоид. Владельцем является Сильвио Берлускони и его Fininvest. Отстаивает интересы бывшего политика.

  • Il Tempo (консервативная римская газета)

Создавалась, как антикоммунистическая. Имеет пять локальных изданий. Общий тираж около 40 тысяч изданий. Переживала не лучшие времена и была вынуждена сменить размер с таблоида до берлинера, что позволило перейти на цветную печать.

  • Libero (миланская ежедневная газета)

Молодое миланское издание, которое появилось на свет в 2000 году. Общий тираж около 100 тысяч экземпляров. В этом году стала еженедельником, перейдя с шестидневного издания на семидневное.

  • La Gazzetta dello Sport (ежедневная спортивная газета)

Самая популярная спортивная газета, входящая в холдинг RCS MEDIAGROUP. Ежедневный тираж около 350 тысяч копий. Онлайн-версия занимала 18 место по посещаемости среди всех итальянских сайтов. Отличается глубокой аналитикой и большим количество приглашенных экспертов.

RCS MEDIAGROUP является одним из основных игроков на рынке издателей в Италии и Европе. Кроме книг и книжных магазинов, этот холдинг контролирует газеты, периодические издания, радио и рекламные пакеты, например: Corriere della sera, Gazzetta dello sport, City, Io Donna, Magazine, Il Mondo, Style, Vivi Milano, Sportweek, Novella 2000, Astra, Amica, Anna, Brava casa, Max, Casamica, Rcs pubblicità, Agr radio, Cnr radio, Play Radio, Rin Digital Radio.

Кто контролирует MEDIAGROUP? В основе холдинга лежат договорные соглашения о взаимном уважении и позитивном сотрудничестве банкиров, строительных магнатов и финансистов, среди которых: Mediobanca, Fiat, Pesenti, Ligresti, Diego Della Valle, Pirelli, Banca Intesa, Generali, Capitalia, Sinpar, Merloni, Mittel, Eridano finanziaria, Edison и Gemina.

Основные держатели акций – миланская Mediobanca, Pirelli, Fiat, цементный холдинг Pesenti, Ligresti (страхование, клиники, недвижимость), Benetton (одежда, автомагистрали, сети Автогриль, телекоммуникации), Toti (строительство и акционерное участие в банках), банк Intesa San Paolo, Pirelli (провода и телекоммуникации), Assicurazioni Generali (международное страхование), Capitalia (римский банк), Mittel (финансовая компания из Брешии), Edison (частный электрический гигант), Merloni (инвестиционная компания), Sinpar (сталелитейный холдинг).

  • Rai

Огромный телевизионный холдинг с офисами по всему миру. Транслирует одновременно в режиме реального времени целых 22 канала различной направленности: от спорта до детских и культурных программ. Владелец: министерство экономики и финансов Италии. Крупнейший телевизионный вещатель в стране с долей в 33,8% (больше, чем у Mediaset и Sky Italia).

  • Mediaset (основной игрок на рынке итальянских телеканалов)

Телевизионный и рекламный колосс Медиасет является одним из главных действующих лиц на рынке Италии и Европы. На сегодняшний день – это основной игрок на рынке итальянских телеканалов: он входит в мировой клуб известных владетелей телекоммуникаций.

Пакетирование акций довольно прозрачно: основная их часть  управляется через Fininvest семьей С. Берлускони. Синьора Veronica Lario (супруга) управляет контрольным пакетом акций ежедневной газеты Il Foglio, Paolo Berlusconi через издательство Mondadori контролирует  Il Giornale. Международный фонд Capital Research and Management Company владеет частью акций Медиасет.

  • Sky

Спутниковая цифровая телевизионная платформа SKY появилась в 2003 году. К 2006 году ее клиентами стали 4 млн. итальянских абонентов. Основные пакеты – спорт и кино. Предположительно, аудитория SKY в Италии составляет около 13 млн. зрителей. Кто контролирует SKY? News Corp, принадлежащая Р. Мэрдоку.

Материал написан специально для журнала Rytai.

Для более удобного просмотра на смартфонах и планшетах, советуем скачать приложение Issuu | iOS | Android | PDF

Rytai. в социальных сетях Vkontakte | Facebook | Twitter | YouTube

Поддержать проект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *